Зачем учиться на журналиста?

Они меняют мир словами. Достаточно ли просто уметь хорошо писать, чтобы стать журналистом? Чему их учат в университетах? Что стало с отечественной журналистикой и как она изменится в дальнейшем? Разбираемся!

Журналист – это не только про статьи

Литературный работник, который занимается сбором, созданием, редактированием, подготовкой и оформлением информации для редакции средства массовой информации, связанный с ним трудовыми или иными договорными отношениями – или занимается такой деятельностью по собственной инициативе.

Так журналистов описывает Википедия. Тут необходимо понять, что его главная задача – это передача информации.

Благодаря работе журналиста мы узнаем информацию за пределами своего круга общения – какой прогноз погоды на завтра, стоит ли покупать новый гаджет, что происходит в горячих точках планеты, кто стал президентом в нашей или соседней стране. Поэтому без труда журналиста в мире наступила бы великая тишина и всеобщее незнание.

Статья является лишь одной из форм передачи информации. Хотя и ее написать тоже не так-то просто. Внимание читателя с каждым годом ускользает все быстрее, а чтобы заинтересовать его у журналиста есть всего пара секунд. Это значит, что журналист должен учитывать, для кого он пишет.

Для читателей газет подойдет крупная статья, насыщенная аргументацией, цитатами авторитетных людей и исключающая авторскую позицию. На подготовку материала журналист тратит от одного дня до нескольких недель. Для мобильного СМИ важна оперативность, обычно это от 1 до 10 заметок на волнующую общественность тему: чрезвычайное происшествие, быстро развивающийся политический конфликт и прочее, что вызывает эмоции или влияет, например, на стоимость ценных бумаг, поэтому такая информация разлетается словно горячие пирожки, а кто первый – тому достанется вся слава с вишневым вареньем.

Телевидение, как и печатные СМИ, сильно стандартизировано. Идеальная внешность и развитые ораторские навыки, огромный штат, который готов со всем оборудованием переместиться в любую точку мира ради уникального контента. У них зачастую есть собственная повестка, приоритетные темы и строгая цензура, что одновременно и хорошо, и плохо. 

Для персонального блога характерна передача персонального мнения. Человек, который просто озвучит уже вышедшую в крупном СМИ новость, не будет никому интересен. Такой контент надо приправить экспертным мнением или юмором – в некой индивидуальной манере, благодаря которой человек и заслужил особое внимание подписчиков.

Такие блоги в последнее время стали очень популярны, потому что на разных уровнях контактируют с аудиторией. Это и видео, и подкасты, текстовые или фотоблоги. Также в них отсутствует внешняя стандартизация и какие-либо рамки в пределах разумного.

У современного человека всегда под рукой есть телефон с выходом в интернет, а это значит, что любой может стать таким блогером, вопрос желания, временных ресурсов и таланта.

Надо ли этому учиться?

Будем честны, в журналистику можно перейти из других смежных профессий, поэтому на этот вопрос каждый ответит себе сам. Мы расскажем, что объединяет в себе журналист-профи и какие преимущества будут у такого образования.

Журналист – это психолог. Он точно знает, как подать информацию так, чтобы вызвать определенные чувства и эмоции. С одной стороны, такой прием можно использовать как манипуляцию общественным мнением, с другой – привлечение внимания к действительно важным вопросам.

Плохой журналист просто сделает кадр автокатастрофы и напишет новость как факт: столкнулись две машины. Хороший журналист любопытен – расспросит свидетелей, добьется доступа к камерам видеонаблюдения, установит причины аварии, сделает досье на участников происшествия, а потом еще и дополнит новость новыми подробностями о самочувствии пострадавших. Добавит факты о количестве аварий на данном участке пути и поднимет вопросы к работе дорожных служб, а затем и вовсе найдет тенденцию увеличения или уменьшения подобных аварий, о чем заставит задуматься читателей. Любопытству нужно учиться.

Журналист-профи найдет способ интересно рассказать о проблемах окружающей среды и сделать это так, чтобы вы уже сегодня начали сортировать мусор, перестали покупать пакеты в супермаркетах или вовсе пересели на велосипед.

Журналист – это маркетолог. Он хорошо знает свою целевую аудиторию и мастерски управляет ее вниманием, контролирует ее потребности. Такой специалист искусно упомянет бренд, посеет мнение или потребность ее приобрести. Специалисты с такими навыками могут работать не только на СМИ, но и на крупные компании, выступая в роли рекламщиков. Главное – понимать свою публику, находить новую и уметь выдавать качественный контент, продвигая продукт.

Не только бренды, но и люди становятся магнитом для аудитории. Где аудитория, там и деньги рекламодателей. Умения вписывать рекламу в пользовательский опыт, грамотно рассказать о продукте без вреда для собственного контента не каждому даны. Есть риск свалиться в рекламный справочник, которому не поверит ни один читатель, либо отпугнуть рекламодателя некачественным подходом к оказанию услуг.

Журналист – это исследователь. Его материалы – это не просто описание того, что произошло. У них всегда есть прочный каркас в виде фактов. Статистика – его друг: сначала собираются данные из разных источников, сопоставляются и обрабатываются, затем результаты анализа превращаются в интересные истории, например, подборку лучших кафе для бранча или как соотносится максимальная допустимая скорость на автомагистралях с количеством дорожных происшествий.

Хороший журналист может делать качественные документальные материалы на темы истории, экономики, политики, искусства и многие другие. В целом, любой материал из-под руки журналиста – это некое исследование, потому что в каждую тему необходимо погрузиться, изучить проблемы, собрать мнения и изложить не только факты, но и вести какую-то мысль, которая не должна оборваться на полуслове.

Журналист сочетает в себе все гуманитарные науки, а порой и технические, ведь о космических, математических и химических открытиях тоже нужно рассказывать аудитории. Такой специалист всегда найдет работу, особенно в десятилетие Науки и технологий.

Какими качествами обладает журналист?

Предлагаем ознакомиться с семью качествами, которыми обладает хороший журналист:

•   любопытство

•   скептицизм

•   настойчивость / упорство

•   сочувствие

Первые четыре качества необходимы в первую очередь при сборе информации: они помогают журналистам видеть истории там, где их не видят другие, преуспевать в получении информации и обращаться с этой информацией должным образом.

•   креативность

•   дисциплина

•   страсть

Остальные три навыка больше связаны с подачей готовых историй: как рассказать имеющуюся историю наилучшим образом?

И никакой навык не существует сам по себе: от сочувствия, сдерживающего упорство, до дисциплины и творчества, дополняющих друг друга. Соответственно, и осваивать эти навыки нужно комплексно.

Где учиться?

Современные университеты понимают, как меняются медиатехнологии и не учат одной лишь тележурналистике. После обучения на журналиста в вузе выходит специалист, способный раскрыться в любом жанре от художественно-публицистического до интернет-журналистики.

Один из таких университетов – Московский финансово-юридический университет МФЮА. Уже треть века в университете действует кафедра журналистики, рекламы и связей с общественностью. Здесь студенты проходят многопрофильное обучение по направлениям колледжа, бакалавриата и магистратуры.

Важным аспектом современного обучения является практическая сторона вопроса. Недостаточно просто выучить историю журналистики и осознать специфику каждого жанра. Момент перехода от теории к практике различается с другими гуманитарно-прикладными специальностями колоссальной работой над собой.

1. Soft skills. Навыки, которые помогают решать задачи и взаимодействовать с другими людьми, полезно иметь всем. Коммуникабельным легче устроиться на работу, а тем, кто владеет тайм-менеджментом, не быть уволенным.

В работе журналистом такие навыки являются не дополнительными, а ключевыми в работе. Журналисты должны качественно работать с информацией: ее извлечение и самоанализ, фактчекинг и критическое мышление. Быть самоорганизованным, то есть управлять проектом, довести его до конца, выстраивать тайминги и дисциплину свою и коллег, а также стрессоустойчивым, ведь жесткие дедлайны и работа с людьми требуют массу внутреннего ресурса. И главное – коммуникабельным. Без этого навыка невозможно подготовить действительно качественный материал. Интервью превратится в молчание или бытовую беседу, а с некорректной просьбой подробностей источники предпочтут промолчать. Сам контакт с аудиторией – тоже коммуникация. Умение четко донести свою мысль добавит ясности в ваше повествование.

Кроме базовых дисциплин, таких как история отечественной и зарубежной литературы, журналистика, грамматика и стилистика русского языка, экономика и менеджмент в СМИ, студенты МФЮА изучают такие актуальные предметы, как интернет-журналистика, современная внешняя политика России, ораторское искусство, современные зарубежные СМИ.

2. Мастерство оратора. Если вы не собираетесь работать в кадре, то может и не нужно это вам, хотя опять же обладать таким навыком полезно всем. Но для ведущего или корреспондента в кадре – просто необходимо. Неуверенность перед камерой видно сразу. И пусть вы прекрасно пишете статьи или ведете блог без «говорящей головы». Красноречие на бумаге моментально испаряется при виде объектива, а гладкий поток слов превращается в помехи телевизора с поврежденной антенной.

В МФЮА изучается теле-, радио-, фотожурналистика, сценарное мастерство. Отдельное внимание уделяется технологии интервью, культуре речи, новостной, спортивной, политической журналистике, мастерству репортера.

3. Наработанный опыт. Научившись всему, но впервые оказавшись перед известной персоной с задачей взять интервью, несложно провалиться, забыть все вопросы или ринуться делать селфи.

Образовательные программы университета МФЮА направлены на подготовку журналистов с мультипрофессиональными навыками. Студенты, кроме посещения лекций, имеют возможность отработки практических навыков в «поле». Еще во время обучения в университете у них есть возможность составить портфолио реальных, профессионально сделанных работ: интервью, репортажей, телепрограмм, ток-шоу, радиовыпусков, редакционных и рекламных статей, макетов, рекламных кампаний. 

Студенты вуза уже брали интервью у Владимира Познера, Родиона Газманова, Марии Ситтель, Анатолия Кузичева и представителей других профессий: космонавтов, политиков, актеров.

Факультет тележурналистики и рекламы МФЮА – это мощная школа телевидения. В распоряжении обучающихся современное оборудование, учебные съемочные студии и павильоны, оснащенные по всем техническим требованиям необходимой видео- и светотехникой, звукозаписывающим оборудованием и монтажными станциями. Создание условий для научной работы и самореализации студентов творческих направлений является основной задачей руководства вуза.

Будущие журналисты и телеведущие активно проявляют себя в студенческом телевидении «МФЮА ТВ», на собственной радиостудии, которая позволяет проводить качественные прямые радиоэфиры, записи выпусков и авторских программ, «живые» интервью с гостями и обсуждение актуальных тем. Студенты-печатники имеют возможность с самого начала обучения участвовать в создании студенческой газеты «MFUA LIFE».

Благодаря разноплановой практике наши выпускники подготовлены для работы на телевидении и радио, в газетах, журналах, информационных агентствах, сетевых СМИ.

Среди преподавателей и наставников факультета – ведущие сотрудники телевидения и радио, известные мастера, члены Союза журналистов России и Союза писателей, профессиональные коучи, бизнесмены, специалисты рекламных компаний. Среди них телеведущая каналов РБК и ТВ-3 Елена Решетникова; журналист-международник, редактор Андрей Пищаев; директор общественно-политических программ на радио «Наше Подмосковье» Зинаида Сашенкова; ведущая проекта «Пацанки» на телеканале Пятница Мария Третьякова и другие выдающие представители профессии.

Миссия факультета журналистики – подготовить по-настоящему сильных, конкурентоспособных, владеющих информационными технологиями специалистов, которые уверены в своих знаниях и силах. Присоединяйтесь к команде МФЮА!

1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4
Поделиться

Ссылки и материалы