История предметного и промышленного дизайна как искусства жизни немыслима без новаторства школы Баухаус (Bauhaus, буквально «дом строительства»). Государственная высшая школа строительства и формообразования, как она полностью называлась, просуществовала в Германии с 1919 по 1933 год, и за этот короткий период взрастила у своих учеников новое мировоззрение, основанное на философском отношении к конструированию быта, внимании к деталям, рационализме. Лаконичная установка «функция определяет форму» стала девизом новых стилей ХХ века, на становление которых повлиял Баухаус – модернизма, минимализма, функционализма.
В мастерских школы применялось комплексное художественно-техническое мышление, связывающее теоретическую подготовку с практикой – ручной работой по дереву, камню, металлу, стеклу и т.д., а также участием в архитектурном строительстве. Создавая вещи, участники школы одновременно переосмысляли их привычный облик, отсекая от него все лишнее, хаотичное, открывая сущность предмета, что и мыслилось задачей дизайнера.
Для Баухауса не было неважных объектов, от монументальных зданий до детских игрушек – всё приобретало новые формы. Так, оригинальные и во многом революционные шахматы были созданы Йозефом Хартвигом, резчиком по дереву и камню, работавшим в Баухаусе с 1921 года. Он обратил внимание на неудобство и перегруженность современных ему шахмат, облик которых был связан с уже устаревшим первоначальным содержанием, а не с самими правилами игры. В изготовлении такие детализированные фигуры были сложны и недоступны для широких масс.
Любовь последователей Баухауса к геометрическим телам натолкнула на мысль создать обновленные шахматы в более практичном и наглядном дизайне, избавленном от «непроглядной хаотичности» и ненужных военных коннотаций, заложенных в комплект. В итоге каждой фигуре была дана геометрическая форма, повторяющая ее движения на шахматной доске и графически вписанная в квадратную клетку, то есть все фигуры были унифицированы и уравнены между собой. Пропорции были подобраны так, чтобы набор умещался в небольшую коробку, и его удобно было переносить. Кроме того, стоимость и время изготовления набора уменьшились в разы: по задумке, фигуры должны были вытачиваться из дерева в несколько простых шагов. Так был применен еще один важный принцип – «дизайн для народа».
Фигуры Хартвига по сей день остаются одной из самых ярких визитных карточек Баухауса, не менее знаменитой, чем колыбель Петера Келера или столы Йозефа Альберса.