11 апреля в главном учебном корпусе «Калужский» завершился цикл лекций, посвященный искусству Африки, организованный Музейно-выставочным образовательным комплексом МФЮА-МАСИ «Наука, техника, искусство».  

Спикером выступила Дарья Ванюкова – кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, научный сотрудник Государственного музея Востока и ведущий специалист по искусству Африканских стран, традиционному искусству в современном контексте, а также проблемам репрезентации Африканского искусства в музейной среде. 

Первая лекция цикла, прошедшая 26 марта, развеяла множество распространенных стереотипов об африканском искусстве. Дарья Ванюкова отметила, что представление о том, что «Все Африканское искусство сводится к маскам», является в корне неверным. Она подчеркнула, что многочисленные этносы Африки обладают богатой и интересной историей, которую, к сожалению, не все имеют возможность изучить. Также спикер акцентировала внимание на том, что Африка – это континент, а не страна, и он поражает своими размерами: на его территории могли бы уместиться три Китая! 

В ходе лекции Дарья Сергеевна поделилась своим опытом изучения культуры республики Мали, куда она регулярно отправляется в экспедиции с 2017 года. Она рассказала об истории торговли в Южной и Северной Африке, в частности, о богатых месторождениях каменной соли, которую в древности обменивали на золотую пыль, а в отдаленных районах Африки курс торговли соли и золота составлял 1:1. Золото, как и другие драгоценные ископаемые, всегда было в изобилии на африканском континенте, однако соль ценилась не меньше. Соляные рынки существуют в Африке и сегодня, где соль продается большими блоками. Арабские путешественники описывали эти рынки как «города, выложенные из белого камня». Также существует теория, что народ Африки строил целые дома из блоков соли.  Вместе с торговлей на континент проникала и культура, особенно через мусульманских купцов, прибывших из Северной Африки. 

Особое внимание в цикле лекций было уделено африканским маскам. На второй лекции Дарья Ванюкова подробно рассказала об истории и значении масок в культурах Африканского континента. Маски, как отметила спикер, появились практически с зарождения человеческой цивилизации. Они использовались для проведения ритуалов, украшения внешности и повествования историй, изображая героев, богов и духов. Самая древняя из найденных масок была обнаружена в Израиле, и ее возраст оценивается примерно в 9000 лет. Эти маски были найдены в глиняных сосудах вместе с останками предков человека, что говорит об их особом сакральном значении. 

Наибольшую известность получили маски из Южной Африки. Среди европейских интеллектуалов Африканские артефакты пользовались большой популярностью, и особенно ценились маски, которым местные жители приписывали мистические свойства. Маски изготавливались преимущественно из дерева, реже из железа. Считалось, что маска – это не просто предмет, а нечто, находящееся в постоянном движении, обладающее энергией и силой. Предназначение масок было разнообразным: их использовали для обрядов, ритуальных практик, а также в качестве оберегов и амулетов для защиты владельца. Первое упоминание о масках, используемых в качестве амулетов, относится к 1832 году. 

Заключительная лекция цикла была посвящена Афрофутуризму  и Африкансому футуризму, направлениям, которые нашли яркое отражение не только в научной фантастике, но и в американской поп-музыке. Одним из ключевых фигур Афрофутуризма является Герман Пул Блаунт, больше известный как «SunRa». Этот джазовый музыкант, мифотворец и, по его собственным словам, похищенный жителями Сатурна, пытался достичь «космического звучания» в своей музыке. SunRa работавший с большими составами музыкантов (до 30 человек), был знаковой фигурой авангардной сцены того времени, а его музыка оказала влияние на формирование жанра психоделического панка. 

Афрофутуризм также проявился в поп-культуре, например, в клипе Майкла Джексона «Scream» и в сценических костюмах Бейонсе. В комиксах это направление представлено образом супергероя «Черная пантера». Художник Тим Филдер, создающий иллюстрированный хип-хоп, через свои работы рассказывает о жизни улиц и простых людей, акцентируя внимание на социальных проблемах афроамериканцев. Знаменитый художник Жан-Мишель Баския в своих работах тоже поднимал вопросы, связанные с культурой и проблемами Африки. 

Африканский футуризм выделяется уникальным посылом и способом выражения, избегая прямой ассоциации с проблемами альтернативной истории или несбывшегося будущего Африканской диаспоры. Вместо этого, художники, работающие в этом направлении, исследуют потенциальные сценарии развития континента, смело интегрируя элементы американской, латиноамериканской и азиатской эстетики. Их творчество наполнено оптимизмом и стремлением представить процветающее будущее Африки, объединяя в себе традиционные ценности и современные технологии. Африканский футуризм – это взгляд в будущее, полный надежд и возможностей, в котором Африка играет ключевую роль в формировании глобальной культуры и технологий. 

Дарья Ванюкова подчеркнула, что Афрофутуризм и Африканский футуризм – это два разных направления. Афрофутуризм предлагает философскую теорию, в то время как африканский футуризм больше ориентирован на будущее без ностальгии по прошлому.

МФЮА уделяет большое внимание не только учебным программам, но и организации внеучебных мероприятий для студентов. Мы надеемся, что цикл лекций Дарьи Ванюковой расширил знания студентов об истории Африки!

 

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5
Поделиться

Ссылки и материалы